Top.Mail.Ru

Чек-лист владельца сайта/мобильного приложения/программного продукта

Вы заказали раз­ра­бот­ку сайта или мо­биль­но­го при­ложе­ния? Про­верь­те, дей­стви­тель­но ли после под­пи­сания акта у вас есть все не­об­хо­димое для даль­ней­ше­го бес­проб­лемно­го ис­поль­зо­вания вашего прог­рам­мно­го продукта.

Код

Резуль­та­том раз­ра­бот­ки прог­рам­мно­го продукта является прог­рам­мный код.

Ссылка на сайт, магазин при­ложе­ний, APK-файл не является ре­зуль­та­том раз­ра­бот­ки прог­рам­мно­го обес­пе­чения. По ссылке вы можете только видеть сайт, но не можете его до­раба­тывать или ад­ми­нис­три­ровать.

Испол­ни­тель может передать вам код в виде архива или вы можете скачать его сами, если у вас есть доступ в ре­пози­торий ис­полни­теля. Репо­зито­рий — это хра­нили­ще кода, где раз­ме­щена ин­форма­ция о коде и всех его версиях. Как правило, передача кода про­ис­хо­дит после полной оплаты работ и под­пи­сания акта вы­пол­ненных работ.

Для доступа в ре­пози­торий вам по­надо­бит­ся логин, пароль, возможно, доступ к двух­фактор­ной ав­то­риза­ции. А для работы с кодом вам пот­ре­бу­ют­ся права, и лучше, если вы будете иметь права ад­ми­нис­тра­тив­но­го уровня или уровня вла­дель­ца проекта.

В самом простом случае вы можете хранить архив с кодом у себя на компь­юте­ре, но пра­виль­нее завести свою учетную запись в одной из систем для ре­пози­тори­ев.

Код

 

Доку­мен­та­ция

В ходе даль­ней­шей экс­плу­ата­ции сайта или мо­биль­но­го при­ложе­ния в боль­шинс­тве случаев вам пот­ре­бу­ют­ся из­ме­нения или до­работ­ки проекта: об­новле­ние версии прог­рам­мно­го кода, до­бав­ле­ние бонусной системы, ин­тегра­ция с сайтом нового пос­тавщи­ка и другое. Также может пот­ре­бовать­ся раз­вернуть тестовый сервер или раз­вернуть проект локально на компь­юте­ре раз­ра­бот­чи­ка. Чтобы сделать это с ми­нималь­ны­ми тру­дозат­ра­тами, со стороны ис­полни­теля нужна до­кумен­та­ция на проект. В нее может входить:

•  Руко­водс­тво раз­ра­бот­чи­ка, которое опи­сыва­ет осо­бен­ности системы.

•  Руко­водс­тво поль­зо­вате­ля.

•  Инструк­ции по раз­во­рачи­ванию и об­новле­нию проекта.

✔ Доку­мен­та­ция

 

Хостинг

Хостинг — это ресурс в ин­терне­те, на котором размещен сервер вашего сайта. Сервер — это компь­ютер, на котором работает ваш код. В простом случае сервером может быть мощный компь­ютер у вас в офисе, но проще арен­до­вать сервер у хостера (reg.ru, nic.ru, timeweb.ru, firstvds.ru и т. д.), поэтому все так делают.

От хостера вам нужно получить адреса доступа, логины и пароли для панели уп­равле­ния сайтом или сервером. Запишите их в надежном месте. Нас­трой­те на­поми­нание о прод­ле­нии хостинга, иначе после окон­ча­ния срока оплаты ваш код и база данных будут удалены и сайт станет не­дос­ту­пен в Сети.

✔ Доступы (логин и пароль) на хостинг

✔ Нас­трой­ка на­поми­наний о прод­ле­нии хостинга

 

Доменное имя

Доменное имя — это название или адрес сайта, по которому поль­зо­вате­ли находят его в ин­терне­те, например softorium.pro.

Доменные имена продают спе­ци­аль­ные компании — ре­гис­тра­торы. Часто такие компании также пред­ла­га­ют услуги хостинга. Запишите в надежном месте логин и пароль от личного кабинета ре­гис­тра­тора до­мен­но­го имени. Нас­трой­те уве­дом­ле­ние, чтобы не забыть его продлить. Доменное имя по­купа­ет­ся во вре­мен­ное владение. Обычно от года до десяти лет. После окон­ча­ния оп­ла­чен­но­го срока ваше доменное имя смогут купить кон­ку­рен­ты, если вы не оплатите прод­ле­ние.

✔ Доступ к личному кабинету ре­гис­тра­тора до­мен­но­го имени

✔ Нас­трой­ка на­поми­наний о прод­ле­нии до­мен­но­го имени

 

Адми­нис­тра­тив­ная панель сайта (админка)

Адми­нис­тра­тив­ная панель сайта — это ин­терфейс, через который вы можете уп­равлять кон­тентом и другими поль­зо­вате­лями сайта. Зафик­си­руй­те в надежном месте ссылку, логин и пароль от админки.

✔ Доступы к админке

 

Нас­трой­те бэкапы

Даже если копия вашего кода хранится в надежном хра­нили­ще, сервер не защищен от атаки зло­умыш­ленни­ков. Они могут не только заб­ло­киро­вать сайт, но и унич­то­жить базу данных — поэтому обя­затель­но нас­трой­те ав­то­мати­чес­кое сох­ра­нение как рабочего сайта или при­ложе­ния, так и вашей базы данных.

✔ Нас­трой­ка бэкапов

 

Смена доступов после смены от­ветс­твен­ных лиц

При смене раз­ра­бот­чи­ка, сис­темно­го ад­ми­нис­тра­тора, мо­дера­тора и другого от­ветс­твен­но­го лица не­об­хо­димо изменить все из­вес­тные этому лицу доступы.

✔ Смена доступов при смене от­ветс­твен­ных лиц

 

Лицензии

Если в вашем прог­рам­мном продукте на основе лицензии ис­поль­зу­ет­ся готовый софт (ком­мерчес­кая CMS, уни­каль­ная биб­ли­оте­ка, ди­зай­нер­ский шаблон и т. п.), за­фик­си­руй­те в надежном месте ли­цен­зи­он­ный ключ, доступы к онлайн-кабинету ли­цен­зи­ара. Нас­трой­те уве­дом­ле­ние о прод­ле­нии, на случай если лицензия имеет срок.

✔ Инфор­ма­ция о лицензии

 

Дос­тупность сервера

Пери­оди­чес­ки надо про­верять дос­тупность вашего сервера. Это можно делать вручную или нас­тро­ить систему ав­то­мати­зиро­ван­но­го мо­нито­рин­га с уве­дом­ле­нием о воз­ни­ка­ющих проб­ле­мах и пе­ри­оди­чес­ких отчетах о сос­то­янии ресурсов сервера.

✔ Мони­торинг дос­тупнос­ти сервера